Печать
Создано 01.12.2021 Дата публикации 01.12.2021

 МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Российский институт истории искусств

Сектор инструментоведения

Информационное письмо №2

Международная научно-практическая конференция

«ПРОБЛЕМЫ ТРАДИЦИОННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ

ГОРСКИХ НАРОДОВ. к 100-летию СССР»

    Социальные потрясения являются мощным фактором, изменяющим не только судьбы целых народов, но и оказывают огромное влияние на пути развития искусства, национальных культурных традиций, творцов. Резонанс революционных событий начала и конца ХХ века обусловил тектонический сдвиг в художественном мышлении и до настоящего времени определяет рельеф культурных событий и артефактов.

   В ХХ веке Россия дважды оказывалась в ситуации глубокого разлома культурной традиции – первый раз в 1917 году, с коренными революционными преобразованиями и социальным переустройством государства вне категорий собственности и ценностей общества потребления, и – второй – после распада Союза Советских Социалистических Республик, в 90-е годы, когда стремились доказать, что советское прошлое – это отход от генеральной линии цивилизации.

   Исследования культуры и искусства различных регионов Евразии в их многообразии традиций, исторических судеб, взаимовлияний, контактов представляют особую актуальность в контексте данной проблематики. Историческое прошлое этносов, связанных с горным и предгорным ландшафтами, наряду с мирным бытием, наполнено вооруженными конфликтами, одной из важных причин которых было местоположение территорий их проживания. Традиции народов Кавказа, Карпат, Балкан, Урала, Памира, Тянь-Шаня, Тибета и других при всем национальном своеобразии имеют много общих черт, обусловленных соседством территорий, сходством путей социально-экономического развития, характером становления культур и формами быта. Ценность и уникальность этих регионов в том, что и сегодня они является источником живых, бережно хранимых традиций.

   Научное осмысление состояния культуры и искусства горских народов Евразии в период социальных потрясений ХХ века, меняющийся в поколениях и отраженный в артефактах взгляд на самые разнообразные события истории, феномены искусства, возникшие в период историко-политических сломов и после них – в центре внимания предстоящего форума. Предлагается следующий круг вопросов:

- традиционная культура и искусство как фактор и инструмент выживания в эпоху социальных катастроф;

- советская эпоха и этническая традиция на Кавказе – достижения и последствия;

- политтехнологи советского времени и традиционные культуры Европы и Азии;

- образы советского времени в этнической культуре Кавказского региона;

- статус и роль этнических музыкальных традиций Кавказа в культурной истории советского времени;

- музыка и традиционное искусство горских народов: этнографический и исторический аспекты;

- музыкальный фольклор горских народов в период революций и войн;

- сказительство как инструмент этнической идентификации на Кавказе;

- музыкальные инструменты и инструментальные традиции горских народов: функционирование, реконструкция, исполнительство;

- эпос как модель мира народов Кавказа;

-инструментальный эпос народов Европы и Азии;

- проблемы культуры этнических маргиналий и анклавов;

- традиционные музыкальные культуры в условиях мегаполиса;

- композиторские школы народов Кавказа: прошлое и настоящее.

   Предлагается обсудить широкий круг тем, связанных с историко-архивными аспектами изучения культуры Кавказа, с системообазующими сюжетами литературы, профессионального музыкального искусства и художественной практики, проблемами этномузыкологии, фольклористики, этнографии, филологии, искусствоведения.

   Ведущим направлением конференции станет обсуждение феномена советской культурной революции в целом, культурных достижений, преобразований, в том числе и их последствий.

   Особая часть научной программы форума будет посвящена основоположникам национального профессионального искусства – крупным общественным деятелям, основателям композиторских школ, мастерам изобразительного искусства и литературы

   Эпоха СССР уже стала историей, и форум даст начало широкому научному обсуждению этого периода, а также исследованию возникших мифов, исторических легенд, посвященных этому важнейшему этапу в истории государства. Главная задача форума – выявить различные, подчас непримиримые позиции и привлечь внимание научной общественности к этой непростой, но яркой странице нашей истории.

   Конференция проводится 13 - 14 декабря с. г. в Российском институте истории искусств по адресу: 190000, Санкт-Петербург, Исаакиевская пл., д.5.

  Оргкомитет приглашает к участию историков музыки, этномузыкологов, фольклористов, эпосоведов, инструментоведов, хореологов, музыкантов-исполнителей, композиторов, культурологов, философов, историков, филологов, искусствоведов.

   Помимо докладов, дискуссий и круглых столов в рамках форума запланированы также мастер-классы, видео-демонстрации.

   Проведение данного проекта направлено на выработку новых механизмов регионального культурного партнерства, укрепление культурных связей между разными цивилизациями, а также содействует миру и устойчивому развитию горских регионов.

 Формы участия: сообщение (10 мин.), доклад (20 мин.), демонстрация видео- и аудиоматериалов. Внимание! В случае ухудшения эпидемиологической ситуации мероприятие будет проведено в онлайн-формате.

   Планируется издание сборника статей и материалов.

   Сроки подачи материалов:

   До 06 декабря 2021 года – заявка: ФИО, ученая степень, место работы, должность, адрес, e-mail, сфера деятельности, предполагаемая форма участия, тема.

   До 01 марта 2022 года – материалы для публикации (объем до 20 000 знаков с пробелами, включая сноски и список литературы; без иллюстраций и нотных примеров), аннотация на русском и английском языках (до 250 знаков).

   Электронная почта: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (с пометкой «Петербург и национальные музыкальные культуры»).

  Требования к техническому оформлению текстов: формат rtf или doc (Word1997-2003), шрифт – Times New Roman, кегль 12, без форматирования и переносов, допускаются выделения только курсивом. Сноски и примечания помещаются после основного текста. Нумерованный список литературы оформляется в конце статьи в алфавитном порядке. Ссылки на литературу даются через двоеточие в квадратных скобках: первая цифра – порядковый номер издания в списке, вторая – номер страницы. Например – [2: 68].

   Тексты, не соответствующие предложенным условиям и тематике конференции, не рассматриваются. Заявки на дополнительное техническое обеспечение принимаются по электронной почте.

   Председатель оргкомитета – И.В. Мациевский, доктор искусствоведения, профессор, зав. сектором инструментоведения РИИИ, академик РАЕН и МАИ, заслуженный деятель искусств Украины и Польши.

   Оргкомитет:

А.А.Тимошенко, кандидат искусствоведения с.н.с. сектора инструментоведения РИИИ;

Д.А.Булатова, кандидат искусствоведения, с.н.с. сектора инструментоведения РИИИ;

Н. В. Александрова, н.с. сектора инструментоведения РИИИ.

Руководитель проекта: М.А.Сень, н.с. сектора инструментоведения РИИИ.

Подробнее

Copyright © 2024. Все права защищены. Разработка и поддержка сайта принадлежит программисту УНИ ДГПУ Ибрагимову Н.Р.